В Донецке с аншлагом прошёл концерт «Штраус в Петербурге», представленный Донецкой государственной академической филармонией. Публика услышала редкие произведения династии Штраусов, написанные специально для России и вдохновлённые её культурой и людьми. Программа стала не просто музыкальным вечером, а настоящим путешествием в эпоху блистательного XIX века, когда вальсы великого венца звучали на петербургских балах и придворных концертах.
Идея концерта родилась у дирижёра Донецкого академического симфонического оркестра имени Прокофьева Михаила Илющенко. Он давно изучает творчество семьи Штраусов и обратил внимание на малоизвестный пласт их музыки: те произведения, что создавались в России и для России. Десять лет Иоганн Штраус-младший дирижировал в Павловске, был любим публикой и царской семьёй, неоднократно возвращался в Петербург, где его ждали как настоящего героя. Последний визит композитора в Российскую империю состоялся в 1886 году — уже на вершине мировой славы.
В программу концерта вошли уникальные сочинения, которые долгое время оставались в архивах и редко исполнялись. Среди них — вальс «Великая княгиня Александра», посвящённый супруге великого князя Константина Николаевича, а также полька-мазурка «Проказница» и вальс «Прощание с Петербургом». Последние два произведения связаны с особой страницей в жизни Штрауса — его романтическим увлечением русской девушкой Ольгой Смирницкой, ставшей музой композитора.
Михаил Илющенко рассказал, что ноты этих сочинений он нашёл в архивах Петербургской филармонии и решил вернуть их к жизни на донецкой сцене. Артисты исполнили произведения в оригинальном оркестровом звучании, а не в упрощённых концертных версиях. В программу также вошли редкие марши, написанные Иоганном и его братьями Йозефом и Эдуардом Штраусами — их совместное творчество стало ярким примером того, как музыкальная династия смогла объединить Европу и Россию через искусство.
Зрители встретили концерт бурными аплодисментами — зал долго не отпускал оркестр со сцены. Донецкая публика вновь убедилась, что великая музыка способна соединять времена и народы, напоминая, что у культуры нет границ.






